Ровно в середине прошлого века родился этот искренний, жизнеутверждающий, проникновенный и своеобразный стиль. И где еще он мог появиться, как не в Рио-де-Жанейро, городе, где жизнь «хлещет через край»?.. В районе Ипанема, где пляжи, роскошь и окружающая чарующая красота располагают к наслаждению каждым мгновением…

Стиль босса-нова – это джазовая «основа» плюс местные ритмы, в частности самба. Название стиля означает что-то вроде «новая фишка», т.к. слово bossa в ту пору на модном жаргоне означало нечто необычное, свежее, выделяющее кого-то среди других. Хотя, возможно, это слово взято и из музыкальной терминологии, где в пятидесятые годы «босс» было словом, означающим разрозненное пение…

Антониу Карлуш ЖобимЖоау и Аструд ЖилбертуАвторами произведений, давших жизнь новому бразильскому стилю, стали композитор Антониу Карлуш Жобим и текстовик Винисиуш де Мораиш. В 1956 году они создали песни «Chega de Saudade» («Довольно грустить»), «Corcovado» ("Корковаду"), «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»). Но исполнение произведений поначалу очень походило на стиль традиционной самбы. Только два года спустя, когда их исполнил Жоау Жилберту, бразильский гитарист и певец, уже выработавший свою манеру исполнения к тому времени, - песни стали популярными. Это было начало триумфа стиля босса-нова.

Прежде Жилберту проводил очень много времени в уединении, занимаясь музыкой, и результатом работы над собой стал уникальный стиль пения: приглушенный голос, чуть опережающий ритм гитары или отстающий от него. Родные и отец Жоау Жилберту даже высмеяли музыканта за эту манеру пения, не зная, что скоро Бразилия будет покорена ею. И не только Бразилия, но и весь мир.



Первая запись в стиле босса-нова – вошедшая в сольный альбом Жоау Жилберту песня «Chega de Saudade» («Довольно грустить»), ставшая хитом и толчком для дальнейшего успешного творчества Жоау Жилберту. Не менее популярными стали записанные позже другие песни тех же авторов, а песне «Garota de Ipanema» было суждено проложить дорогу музыке босса-нова далеко за пределы его родины. Кстати, «живым воплощением» «Garota de Ipanema» («Девушки из Ипанемы») стала будущая жена Жоау Жилберту - Аструд Жилберту, артистка и певица, почти что случайным образом исполнившая песню (впоследствии хит), еще не будучи на тот момент профессионалом в области музыки. Искренний, немного неуверенный голос девушки, по воле судьбы оказавшейся в студии, где шла запись альбома саксофониста Стэна Гетца и гитариста Жоау Жилберту, оказался способным покорять сердца. И песня, и последовавший за ней сольный альбом Аструд Жилберту имели феноменальный успех (песня «Garota de Ipanema» в ее исполнении получила премию Grammy). Впоследствии и Аструд, и Жоау Жилберту сами стали авторами множества произведений в стиле босса-нова. А в 90-е годы уже известная певица Аструд Жилберту создаст свою фирму Gregmar Productions, Inc., и первым делом выпустит диск в память основателя стиля босса-нова, коим признан Антониу Карлуш Жобим.



Наиболее популярным стиль босса-нова был в 1958-63 годах, тогда и появились нестареющие мировые хиты этого направления, из музыки для «камерного» исполнения перед элитной публикой босса-нова стала музыкой улиц, клубов и арт-кафе, музыкой отдыха, солнца и романтической мечты. В США и Европе стиль торжествовал в 1962 году благодаря «хитовым» грампластинкам и джазовым исполнителям, таким как Чарли Байрд, Стэн Гетц, Херби Манн. Они-то и утвердили популярность стиля, а после этого босса-нова проникает и в творчество таких джазовых «звезд» как Фрэнк Синатра и Элла Фитцжеральд. Основными же исполнителями стиля стали также Элис Режина, Карлуш Лира, Нара Леан, певица Майса. Известнейшими авторами, кроме названных выше, - еще и композиторы Луис Бонфа, Баден Пауэлл. Это музыкальное направление надежно закрепилось в музыкальной культуре, вдохновляя многих авторов, и сегодня остается изысканным и завораживающим примером мировой эстрадной классики. Эта музыка по-прежнему интересна слушателю. А в Бразилии она все так же часто звучит в эфире и на концертах.



Когда пик популярности стиля босса-нова прошел, его влияние в мире музыки оставалось все равно заметным, и стали появляться более современные варианты стиля, такие как босса-электрика и техно-босса, с использованием электронной музыки.
Основой же классического варианта босса-нова является гитарная музыка, исполняемая пальцами на нейлоновых струнах. Возможно – просто чистая гитарная музыка и голос, без иного сопровождения. Либо с основной ролью гитары (даже в исполнении больших джазовых ансамблей) и сопровождением фортепиано, ударные играют лишь роль дополнения. Песни этого направления имеют свой собственный формат и длятся обычно две-четыре минуты. Они покоряют своей лиричностью, непосредственностью латиноамериканских ритмов и сложностью джазовых аккордов.



Босса-нова – это музыка успеха и безграничной любви, в которой звучит близость к океану, а природная темпераментность бразильцев сочетается с немного грустыми мелодичными настроениями. Это стиль, который вряд ли кого-то оставит равнодушным, точно так же, как и яркие краски горячей и красивой страны, потому что он учит видеть, насколько удивительна жизнь…